Почему подростки не хотят идти в школу?
«Я не хочу идти сегодня в школу!» Сколько раз вы слышали эту фразу от своего подростка? Родителям может быть неприятно и тревожно видеть, как их ребенок сопротивляется образованию, которое необходимо для его будущего.
Однако очень важно понять основные причины такого поведения, прежде чем делать поспешные выводы или конфликтовать с подростком.
Опираясь на мой опыт психотерапевтической работы с подростками, хочется пролить свет на данный вопрос.
Рассмотрим возможные причины, из-за которых подросток отказывается от посещения школы.
Причина 1: Трудности в обучении
Некоторые подростки могут испытывать трудности в учебе из-за не выявленных нарушений обучаемости, отсутствия мотивации или неувлекательных методов обучения. Школа может стать источником разочарования, что приводит к полному отстранению от учебы.
В моей практике не редки случаи, когда подростки 13-15 лет попадают на психотерапевтическую консультацию в связи с нежеланием посещать школу, а основной причиной этого нежелания оказываются не выявленные ранее нарушения обучаемости, например, в чтении и письме.
Решение: определите основную причину проблем и при необходимости пройдите нейропсихологическую или логопедическую диагностику. Сотрудничайте с учителями, чтобы найти альтернативные подходы к обучению, отвечающие индивидуальным потребностям подростка. Если необходимо, организуйте репетиторство, коррекционные занятия, чтобы помочь подростку добиться успеха в учебе.
Причина 2: Сложности социализации
Социальные взаимодействия могут быть трудными для подростков, особенно с нестабильной самооценкой или социальной тревожностью. Они могут избегать школы, чтобы не сталкиваться с издевательствами, давлением со стороны сверстников или учителей, либо с чувством одиночества.
Решение: Поддерживайте открытое обсуждение с вашими детьми их социального опыта. Помогите им разработать стратегии взаимодействия и способствуйте в решении любых проблем, с которыми они сталкиваются. Вы также можете предложить присоединиться к внеклассным занятиям или секциям, соответствующим их интересам, чтобы укреплять дружеские отношения.
Причина 3: Отсутствие автономии
Подростки жаждут независимости и автономии, что является естественной частью их развития. Когда они чувствуют, что ими чрезмерно управляют на микроуровне или постоянно контролируют, они могут восстать против авторитетных лиц, включая учителей и родителей. Отказываясь идти в школу, они пытаются утвердить свою независимость, демонстрируя способность принимать собственные решения в отношении себя.
Решение: иногда предлагайте выбор и вовлекайте подростка в процессы принятия решений. Делегируйте обязанности, соответствующие его возрасту, и давайте возможность самостоятельно контролировать свой график, например, дополнительных занятий. Это позволит ему почувствовать вовлеченность в организацию своего образования, и он охотнее будет реализовывать совместные решения.
Причина 4: Проблемы психического здоровья
Такие нарушения как депрессия, тревога или злоупотребление психоактивными веществами и другие зависимости могут существенно усилить нежелание подростка посещать школу. Эти проблемы могут мешать ему концентрироваться, заниматься в классе или даже вставать с постели по утрам.
Решение: обращайте внимание на признаки проблем с психическим здоровьем и незамедлительно займитесь их решением. Не ждите, что они исчезнут без вашего участия. Обратитесь за профессиональной помощью к психологу, психиатру или наркологу и поощряйте ребенка открыто выражать свои эмоции. Сотрудничайте с лечащим специалистом, чтобы разработать и реализовать план, отвечающий потребностям подростка в области психического здоровья.
Причина 5: Семейное неблагополучие
Семейные конфликты, развод или другие бытовые проблемы могут повлиять на желание подростка посещать школу. Например, они могут чувствовать необходимость оставаться дома ради заботы о младших братьях и сестрах или для выполнения домашних обязанностей.
Решение: постарайтесь смягчить остроту семейных проблем и при необходимости обращайтесь за помощью к специалистам, например, семейному терапевту. Поощряйте открытый диалог между членами семьи и установите стабильный, предсказуемый распорядок дня.
Важно осознавать, что ситуация каждого подростка уникальна, и редко бывает одна единственная причина, по которой он отказывается посещать школу. Понимая основные психологические причины и работая совместно с вашим ребенком, вы можете найти эффективные решения, чтобы стимулировать его участие в образовании. Помните, конечная цель — помочь подростку вырасти способным, независимым человеком, готовым к полноценной и самостоятельной жизни.
Однако очень важно понять основные причины такого поведения, прежде чем делать поспешные выводы или конфликтовать с подростком.
Опираясь на мой опыт психотерапевтической работы с подростками, хочется пролить свет на данный вопрос.
Рассмотрим возможные причины, из-за которых подросток отказывается от посещения школы.
Причина 1: Трудности в обучении
Некоторые подростки могут испытывать трудности в учебе из-за не выявленных нарушений обучаемости, отсутствия мотивации или неувлекательных методов обучения. Школа может стать источником разочарования, что приводит к полному отстранению от учебы.
В моей практике не редки случаи, когда подростки 13-15 лет попадают на психотерапевтическую консультацию в связи с нежеланием посещать школу, а основной причиной этого нежелания оказываются не выявленные ранее нарушения обучаемости, например, в чтении и письме.
Решение: определите основную причину проблем и при необходимости пройдите нейропсихологическую или логопедическую диагностику. Сотрудничайте с учителями, чтобы найти альтернативные подходы к обучению, отвечающие индивидуальным потребностям подростка. Если необходимо, организуйте репетиторство, коррекционные занятия, чтобы помочь подростку добиться успеха в учебе.
Причина 2: Сложности социализации
Социальные взаимодействия могут быть трудными для подростков, особенно с нестабильной самооценкой или социальной тревожностью. Они могут избегать школы, чтобы не сталкиваться с издевательствами, давлением со стороны сверстников или учителей, либо с чувством одиночества.
Решение: Поддерживайте открытое обсуждение с вашими детьми их социального опыта. Помогите им разработать стратегии взаимодействия и способствуйте в решении любых проблем, с которыми они сталкиваются. Вы также можете предложить присоединиться к внеклассным занятиям или секциям, соответствующим их интересам, чтобы укреплять дружеские отношения.
Причина 3: Отсутствие автономии
Подростки жаждут независимости и автономии, что является естественной частью их развития. Когда они чувствуют, что ими чрезмерно управляют на микроуровне или постоянно контролируют, они могут восстать против авторитетных лиц, включая учителей и родителей. Отказываясь идти в школу, они пытаются утвердить свою независимость, демонстрируя способность принимать собственные решения в отношении себя.
Решение: иногда предлагайте выбор и вовлекайте подростка в процессы принятия решений. Делегируйте обязанности, соответствующие его возрасту, и давайте возможность самостоятельно контролировать свой график, например, дополнительных занятий. Это позволит ему почувствовать вовлеченность в организацию своего образования, и он охотнее будет реализовывать совместные решения.
Причина 4: Проблемы психического здоровья
Такие нарушения как депрессия, тревога или злоупотребление психоактивными веществами и другие зависимости могут существенно усилить нежелание подростка посещать школу. Эти проблемы могут мешать ему концентрироваться, заниматься в классе или даже вставать с постели по утрам.
Решение: обращайте внимание на признаки проблем с психическим здоровьем и незамедлительно займитесь их решением. Не ждите, что они исчезнут без вашего участия. Обратитесь за профессиональной помощью к психологу, психиатру или наркологу и поощряйте ребенка открыто выражать свои эмоции. Сотрудничайте с лечащим специалистом, чтобы разработать и реализовать план, отвечающий потребностям подростка в области психического здоровья.
Причина 5: Семейное неблагополучие
Семейные конфликты, развод или другие бытовые проблемы могут повлиять на желание подростка посещать школу. Например, они могут чувствовать необходимость оставаться дома ради заботы о младших братьях и сестрах или для выполнения домашних обязанностей.
Решение: постарайтесь смягчить остроту семейных проблем и при необходимости обращайтесь за помощью к специалистам, например, семейному терапевту. Поощряйте открытый диалог между членами семьи и установите стабильный, предсказуемый распорядок дня.
Важно осознавать, что ситуация каждого подростка уникальна, и редко бывает одна единственная причина, по которой он отказывается посещать школу. Понимая основные психологические причины и работая совместно с вашим ребенком, вы можете найти эффективные решения, чтобы стимулировать его участие в образовании. Помните, конечная цель — помочь подростку вырасти способным, независимым человеком, готовым к полноценной и самостоятельной жизни.
Как выработать полезные навыки у ребенка
«У меня ленивый ребенок. Оценки плохие, уроки делать не хочет, в комнате беспорядок, может часами сидеть в телефоне». Знакомо?
«Где ты, идеальный ребенок?» – думает родитель школьника. Как минимум это значит: чтобы сам заставлял себя утром подниматься с кровати, мог приготовить себе завтрак, поддерживал порядок в комнате, был мотивирован к учебе, ежедневно без «волшебного пенделя» делал уроки, и чтобы родителям не надо было проверять. Как максимум – каждый родитель может продолжить сам.
Мечтать можно долго и безрезультатно.
Продуктивнее действовать. Свидетельствую: есть один метод в поведенческой терапии. Его многолетнее применение с моими детьми и детьми моих клиентов показывает, что любой навык можно сформировать.
Представьте, что вы тренер своего ребенка. Который не кричит, не запугивает, не обижается. Тренер, у которого есть работающий метод, надо просто его использовать. Главное – позитивный настрой, неотступность, постоянство. У вас всё получится!
Поощрение не должно быть дорогостоящим, поскольку это работа в долгую. При этом важно не только «расплачиваться» жетонами с ребенком, но и ХВАЛИТЬ, отмечать успехи. Одновременно после того, как навык освоен – это примерно 2-3 месяца – повышайте «стоимость» жетона. К примеру, «заработать» 1 жетон теперь можно будет за кровать, застеленную три дня подряд.
Этот метод работает для любого возраста ребенка. Родитель дошкольника может таким же образом тренировать полезные навыки, которые трудно осваиваются.
Кстати, за все свои родительские 28 лет и профессиональные 16 лет не встретила ленивого ребенка. Искаженных «воспитанием» и «причинением добра» видела, а ленивых – нет.
«Где ты, идеальный ребенок?» – думает родитель школьника. Как минимум это значит: чтобы сам заставлял себя утром подниматься с кровати, мог приготовить себе завтрак, поддерживал порядок в комнате, был мотивирован к учебе, ежедневно без «волшебного пенделя» делал уроки, и чтобы родителям не надо было проверять. Как максимум – каждый родитель может продолжить сам.
Мечтать можно долго и безрезультатно.
Продуктивнее действовать. Свидетельствую: есть один метод в поведенческой терапии. Его многолетнее применение с моими детьми и детьми моих клиентов показывает, что любой навык можно сформировать.
Представьте, что вы тренер своего ребенка. Который не кричит, не запугивает, не обижается. Тренер, у которого есть работающий метод, надо просто его использовать. Главное – позитивный настрой, неотступность, постоянство. У вас всё получится!
- Составьте список навыков, которые, по вашему мнению, стоит сформировать. Начните с самых простых. Например, ребенку необходимо утром застелить свою кровать или сразу по возвращению со школы переодеться и повесить школьную форму на место. Одновременно тренируйте не более трех навыков.
- Расскажите, что за каждую качественно выполненную задачу он будет премироваться баллом или жетоном. Покажите, КАК по вашему мнению необходимо выполнять эту задачу. Но, если ребенок её не выполнил, он штрафуется – возвращает жетон. Если же сделал не вовремя (например, застелил кровать не утром, а днем) или не качественно – тогда он не получает жетон. Накопленные баллы (например, 5 баллов) можно обменять на посещение кафе или кинотеатра, или на небольшую игрушку (3 балла). Каждый родитель знает, что более желанно для ребенка.
Поощрение не должно быть дорогостоящим, поскольку это работа в долгую. При этом важно не только «расплачиваться» жетонами с ребенком, но и ХВАЛИТЬ, отмечать успехи. Одновременно после того, как навык освоен – это примерно 2-3 месяца – повышайте «стоимость» жетона. К примеру, «заработать» 1 жетон теперь можно будет за кровать, застеленную три дня подряд.
- Продолжайте тренироваться. Вернитесь к списку навыков, которые необходимо вырабатывать. Озвучьте ребенку, что вы теперь будете улучшать. И опять по схеме, описанной выше, отрабатывайте желаемый навык.
Этот метод работает для любого возраста ребенка. Родитель дошкольника может таким же образом тренировать полезные навыки, которые трудно осваиваются.
Кстати, за все свои родительские 28 лет и профессиональные 16 лет не встретила ленивого ребенка. Искаженных «воспитанием» и «причинением добра» видела, а ленивых – нет.
Трудности чтения и письма
Эпоха всеобщей грамотности завершается.
С каждым годом это очевиднее. Еще пять, десять лет назад такого количества детей с нарушением чтения и письма не наблюдалось. Судя по шквалу консультаций и диагностик только начавшегося учебного года – доминирующий запрос: трудности в освоении чтения у дошкольников и значительные трудности чтения и письма у школьников.
У старших дошкольников ярко выраженные сложности в освоении чтения. Родители признаются: «мы уже больше года безрезультатно бьемся – все равно не читает. Скоро в школу, что делать?!» Не теряйте время, обратитесь к нейропсихологу – диагностика даст четкий ответ, в чем причина.
Например, недостаточная активность головного мозга, несформированность моторики, пространственной ориентировки, зрительного восприятия – причины могут быть различные. Если их вовремя не устранить, у ребенка быстро сформируется сопротивление, отказ от чтения, стойкое нежелание идти в 1-й класс.
Будни школьников «отравляются» трудностями чтения и письма почти на всех уроках. Может только на физкультуре и рисовании можно дышать полной грудью без букв и текстов. Смысл прочитанного ребенок не понимает вовсе или понимает искаженно. Темп чтения низкий. Школы скорочтения не только не помогают, а порой и усугубляют проблему.
Эти трудности ученик переживает очень остро. Он понимает свою несостоятельность и всячески старается избежать очередного поражения в борьбе за свою грамотность. Вплоть до отказа ходить в школу.
Потрачено время и усилия на дополнительные занятия с учителем, деньги – на репетиторов, а воз и ныне там: ребенок с трудом читает, ошибки при письме не исчезают.
Если это ваш случай, не мучайте своего школьника, себя и учителей, обращайтесь к нейропсихологу, занимающемуся коррекцией нарушений чтения – дислексией и нарушением письма – дисграфией.
Опытный нейропсихолог выяснит и устранит истинную причину трудностей.
Исправить дислексию и дисграфию можно в любом возрасте.
С каждым годом это очевиднее. Еще пять, десять лет назад такого количества детей с нарушением чтения и письма не наблюдалось. Судя по шквалу консультаций и диагностик только начавшегося учебного года – доминирующий запрос: трудности в освоении чтения у дошкольников и значительные трудности чтения и письма у школьников.
У старших дошкольников ярко выраженные сложности в освоении чтения. Родители признаются: «мы уже больше года безрезультатно бьемся – все равно не читает. Скоро в школу, что делать?!» Не теряйте время, обратитесь к нейропсихологу – диагностика даст четкий ответ, в чем причина.
Например, недостаточная активность головного мозга, несформированность моторики, пространственной ориентировки, зрительного восприятия – причины могут быть различные. Если их вовремя не устранить, у ребенка быстро сформируется сопротивление, отказ от чтения, стойкое нежелание идти в 1-й класс.
Будни школьников «отравляются» трудностями чтения и письма почти на всех уроках. Может только на физкультуре и рисовании можно дышать полной грудью без букв и текстов. Смысл прочитанного ребенок не понимает вовсе или понимает искаженно. Темп чтения низкий. Школы скорочтения не только не помогают, а порой и усугубляют проблему.
Эти трудности ученик переживает очень остро. Он понимает свою несостоятельность и всячески старается избежать очередного поражения в борьбе за свою грамотность. Вплоть до отказа ходить в школу.
Потрачено время и усилия на дополнительные занятия с учителем, деньги – на репетиторов, а воз и ныне там: ребенок с трудом читает, ошибки при письме не исчезают.
Если это ваш случай, не мучайте своего школьника, себя и учителей, обращайтесь к нейропсихологу, занимающемуся коррекцией нарушений чтения – дислексией и нарушением письма – дисграфией.
Опытный нейропсихолог выяснит и устранит истинную причину трудностей.
Исправить дислексию и дисграфию можно в любом возрасте.
Есть нескольких важных моментов, которые упускаются при изучении букв. Не обратив внимание на эти нюансы, как минимум, получаем трудности при чтении, как максимум, – дислексию.
Рассмотрим один из таких нюансов, самый первый: освоение букв глазами.
Допустим, вы с ребенком поизучали буквы, и он уже может узнать их в букваре.
И создается иллюзия, что ребенок знает все буквы. Кажется, скучно мусолить алфавит. Ребенок стремится продемонстрировать свои умения, и взрослому тоже скучно с буквами возиться. Хочется двигаться дальше – читать. Это здорово, что у ребенка такая мотивация.
Но практика показывает: как только немного поменялось изображение букв (шрифт), ребенок теряется. Обычно это не отслеживается обучающими взрослыми.
Надо стремиться к тому, чтобы ребенок узнавал буквы как изображение мамы или папы. Уже в раннем возрасте ребенок опознает, что на фото близкий человек, его не сбивает с толку меняющаяся прическа, выражение лица или различная одежда. Он знает, что на всех фото мама или папа.
Так и с буквами – юному покорителю алфавита для чтения в дальнейшем необходимо мгновенно опознавать любую букву. Иначе процесс чтения становится мучительным.
Как это сделать?
Произносите не БУКВЫ «Бэ, Вэ, Гэ», а сразу ЗВУКИ «Б, В, Г». Иначе дети путаются и в дальнейшем читают не «год», а «гэодэ».
Изучайте буквы на различном материале. Используйте плакаты с буквами без картинок, кубики с буквами, буквы из пластика и других материалов. Сами пишите буквы в произвольном порядке для опознания. Чередуйте рабочие материалы.
Опознание букв среди похожих. Например, пусть находит букву «С» (показывает, а не называет) в наборе: «О, Ю, С, Ф, З, Э».
Опознание букв среди схожих по изображению, но отличающихся пространственным расположением: «Ш – Е», «С – Э».
Реконструкция букв. Какие буквы можно «сделать», например, из «Ь», «Г», «О».
Конструирование букв из различных материалов: пластилина, проволоки, палочек, бумаги…
Узнавание букв в усложненных условиях. Слегка заштрихуйте буквы. Нарисуйте две буквы, наложенные друг на друга. Нарисуйте правильно, зеркально или перевернуто на 90, 180 градусов. Нужно, чтобы ребенок показал только правильно написанные буквы. Примеры можете найти в интернете, в поиске: «зашумленные, заштрихованные, наложенные, зеркальные, перевернутые буквы».
Объясните ребенку, что буквы могут по-разному выглядеть. Покажите разные шрифты. Распечатайте и разрежьте, пусть ребенок потренируется в опознании. И вот вы видите, что зрительное опознание букв даже в усложненных условиях происходят мгновенно. Тогда двигайтесь дальше.
Рассмотрим один из таких нюансов, самый первый: освоение букв глазами.
Допустим, вы с ребенком поизучали буквы, и он уже может узнать их в букваре.
И создается иллюзия, что ребенок знает все буквы. Кажется, скучно мусолить алфавит. Ребенок стремится продемонстрировать свои умения, и взрослому тоже скучно с буквами возиться. Хочется двигаться дальше – читать. Это здорово, что у ребенка такая мотивация.
Но практика показывает: как только немного поменялось изображение букв (шрифт), ребенок теряется. Обычно это не отслеживается обучающими взрослыми.
Надо стремиться к тому, чтобы ребенок узнавал буквы как изображение мамы или папы. Уже в раннем возрасте ребенок опознает, что на фото близкий человек, его не сбивает с толку меняющаяся прическа, выражение лица или различная одежда. Он знает, что на всех фото мама или папа.
Так и с буквами – юному покорителю алфавита для чтения в дальнейшем необходимо мгновенно опознавать любую букву. Иначе процесс чтения становится мучительным.
Как это сделать?







